Начало
Хотите чтоб Ваш отзыв оказался здесь - пишите нам
Заказать
 

Трудно понять, почему "президент" самопровозглашенной им "академии образования" (В РАН о такой академии никто и не слышал, ну да сейчас всякий уголовник норовит зарегистрировать ООО со словом "академия" в названии и писать про себя "президент академии") Тюленев так взъелся на прыгунки и ходунки. Но, судя по остальным текстам его сайта, ни ума, ни честности и порядочнсти от этой критики ожидать не приходится. Видимо, пытаясь отвратить молодых родителей от "Прыгунков", он рассчитывает, что сэкономленные деньги пойдут на покупку его книжек и товаров. Бывают люди, считающие за доблесть поливание всех подряд грязью - г-н Тюленев, видимо, из таких. Исследование отзывов в сети показывает, что всерьез его думающие люди не воспринимают. На форумах (например, здесь, здесьздесь , здесь и т.д. ), где собрается весьма неглупая и умудренная публика, имеющая опыт в воспитании детей, реально озабоченная своими детьми, а раннее развитие воспринимающая не как самоцель для хвастовства перед окружающими, а как одно из проявлений любви и заботы о ребенке и его будущем, о Тюленеве пишут, мягко говоря, без восторга. Все что удалось найти о Тюленеве и его методиках в Интернете положительного, по слогу и стилю, принадлежит одному автору (видимо, самому Тюленеву). Те, кому довелось с ним лично столкнуться, говорят о бессмысленности его судебного преследования за недобросовестность и нанесенный вред по причине его психической неадекватности - в психушку упечь можно, а вот денег за ущерб и в компенсацию судебных издержек все равно не получить. Поэтому никто с ним не связывается и пачкаться об него не хочет. Собственно, на этом критику Тюленева можно и прекратить. Люди, прочитавшие обсуждения по вышеуказанным ссылкам,  сказанное что либо этим человекомвсерьез не воспримут и будут "поступать наоборот". Поэтому дальнейший разбор тюленевской критики именно "прыгунков" им уже не нужен, и его можно не читать.

*    *    *       

В способности генерировать заумные фантазии Тюленеву не откажешь. Всякому, умеющему сопоставлять факты, это очевидно. Я попробую здесь всего лишь показать некоторые очевидные противоречия Тюленева самому себе и признанным фактам. Разберем некоторые фразы Тюленева:
=============
В современной практике педиатры и детские психологи все чаще сталкиваются с последствиями рекламы "прыгунков", с тем, что родители слишком рано помещают младенцев в "прыгунки", что, по мнению большинства врачей и ряда специалистов, оказывается, сдерживает развитие интеллекта детей.
----------------------
Сомнительное высказывание. Опровергнуть просто - достаточно подойти к нескольким педиаторам в ближайшей поликлинике, и спросить об отношении как к идеям "раньше, чем ходить", так и к прыгункам (имеющим подмышечную поддержку). В любом месте страны. Тем более эта фраза странна в сочетании с почти всеми другими страницами этого интернет-сайта, где автор, не стесняясь в выборе слов, ругает и называет ретроградами этих педиатров и детских психологов, которые поголовно и вполне обоснованно выражают обеспокоенность применением так называемой "методики МИР", и даже самой пропагандой идей "... раньше, чем ходить"
=================
Вот такой, "черной" случайностью и являются "прыгунки",
-----------
Красочный эпитет. Можно было бы подыскать "объект" и покрупнее. Если прыгунки "черная случайность", то как тогда называть какую нибудь хиросиму?!
===============

которые практически исключают возможность оптимального развития интеллекта. Я подчеркиваю - именно оптимального, потому что какой - никакой интеллект все же будет развиваться.
-------------------
Автор  -  единственный в мире знает, что "оптимально". 
===============
Перечислим, напомним некоторые обстоятельства, мешающие, на наш взгляд, нормальному развитию ребенка при несвоевременном, то есть излишне раннем использовании "прыгунков".
1). Во время нахождения в "прыгунках" ребенок фактически серьезно ограничен в передвижениях, по сравнению со свободным осмысленным передвижением. Простой анализ показывает, что нагрузка, которую испытывает детский организм при наличии в доме прыгунков в возрасте до года, в несколько раз меньше, чем та работа, которую проделывает обычный ползающий по квартире малыш. Фактически многие "прыгунки" скрытно страдают младенческой формой "гиподинамии": у большинства из них наблюдается превышение веса, возникают некоторые отклонения в физическом развитии.

------------------
Утверждение о сниженной нагрузке на организм весьма спорно. О том, что работа в прыгунках меньше, чем при ползанье, тоже сильно зависит от того, как и какие используются прыгунки, а также от того, где-как малыш ползает, не говоря о том, что прыгунки предназначены прежде всего для периода, когда малыш не начал ползать. А мой опыт и наблюдения за сотнями детей в прыгунках, включая троих собственных, говорит: как раз эти дети отличаются гармоничным развитием всего тела и сообразительности. Но даже если допустить, что Тюленев прав... Всякий, вырастивший хоть одного ребенка понимает, что категорически нельзя оставлять малыша ползающим без присмотра по квартире даже на минуту. Слишком много опасностей. Электрические розетки и приборы, стеклянные и иные колющиеся предметы, тяжелые неустойчивые элементы, хим.вещества - список опасностей (подчас фатальных), имеющихся в квартирах можно перечислять долго. Также следует добавить к ним ценные вещи (документы, украшения и пр), которые ребенок легко может испортить. Поэтому, увы, в обычной жизни вопрос перед мамой чаще стоит не о том прыгать ребенку, или ползать, а о том какую наименее вредную "тюрьму" для ребенка выбрать конкретно сейчас, в постоянном цейтноте. Если, конечно, мы выбираем поползать ли ребенку под присмотром, или попрыгать - я первым выберу "поползать". Беда лишь в том, что даже у неработающей матери имеющей домработницу чисто физически недостаточно времени и сил, чтобы постоянно следить за малышом. Поэтому он нередко оказывается спеленутым в кроватке или сидящим в ненавистном манеже.
Прыгунки являются очень хорошей заменой манежу. Они и развивают, и закаляют, и положительные эмоции приносят, и хорошую нагрузку на опорнодвигательный аппарат дают. Об избыточном весе, гиподинамии - это вообще ложь. Не бывает его у здоровых активно двигающихся в прыгунках детей.

Конечно, во всем надо знать меру. "Заставь дурака Богу молиться...". Но если ежедневные занятия в прыгунках суммарно не будут превышать 2 часов, вреда быть не может. За два часа в день, пожалуй, даже тюленевские "методики" не фатально навредят (притом, что родителя, и ребенка утомят и на остальное ни сил, ни времени не оставят). Если же прыгунки используются с любовью к своему чаду, взрослый рядом и, занимаясь своими делами, ласково разговаривает с малышом в прыгунках, то для развития это будет заведомо полезно.
================
2). Нахождение ребенка в "прыгунках" приводит к движениям неестественного, случайного характера и нередко, рано или поздно, приводит к травмам; но если вместо стандартной квартиры у вас просторные холлы, то не это главное: ребенок перестает ползать, капризничает, чаще просится на руки.
------------------
Умозрительные заключения. Наблюдая тысячи детей в прыгунках ни разу с таким не сталкивался. И ни один из десятов тысяч пользователей прыгунков не жаловался ни на что подобное. Наоборот замечено, что дети, вырасшие в прыгунках, лучше координированы и реже травмируются (это при том, что они обычно активнее и смелее), у них хорошее чувство скорости и ускорения, ощущение своего тела в пространстве, глазомер, способность прогнозировать изменение во времени положения движущихся предметов. Прыгать для ребенка естественно - почти все дети хотят прыгать и постоянно прыгают у мамы на руках, требуют от них имитации прыгунков, сильно ее утомляя и не оставляя сил больше ни на что.
=============
3). Движения в "прыгунках" - это сложное в пространстве-времени, трудно управляемое перемещение. Разумеется, мозг ребенка пытается всерьез освоить этот вид движения: примерно 15 % нервных клеток, нейронов заняты решением этой неразрешимой задачи.
-----------------
Движения действительно сложные. И во время занятий не 15%, а наверное все 100% мозга заняты их осмыслением. Не прав Тюленев в том, что задача эта для мозга ребенка "неразрешима". Уже через несколько недель занятий в прыгунках дети настолько ловко и изобретательно управляют в прыгунках своим телом, что позавидуют иные опытные акробаты! А их развившийся мозг готов к решению еще более "неразрешимых" задач.
=============

Что происходит в это время в мозгу ребенка?
Давайте проведем своего рода информационный, нейрофизиологический анализ.
Во время бессмысленных прыжков накапливается бесполезная информация и она безвозвратно занимает свежие нейроны, жаждущие новых алгоритмов. Мозг в раннем возрасте интенсивно самопрограммируется, навсегда впитывая гигабайты информации. Блокируются нейроструктуры, связывающие мозжечок, сложные многоуровневые ансамбли клеток, управляющие мышцами, прорубаются мощные горизонтальные связи "мозолистого тела", ретикулярной формации, и одновременно наполняются образами бесчисленных прыжков нейрополя зрительного анализатора. Доказано, что каждый прыжок мозг младенца какое то время сохраняет в мельчайших подробностях, "думая" что это - ценная информация, "полагая" что прыгать ему придется всю предстоящую жизнь. Во время сна младенца вы можете видеть, как он снова и снова "переживает" свои прыжки - мозг упорно обрабатывает, "кэширует" эти информационные блоки. Естественно, работает и таламус, и гипоталамус, формируя маршруты проведения сигналов через нейроструктуры эмоциональной сферы. Настраивается и отлаживается работа нейробиохимической системы функционирования мозга. Наконец, гипофиз тренируется выбрасывать различные дозы гормонов, включающих механизмы синтеза эндоморфинов - так называемых "веществ удовольствия" - поэтому ваш ребенок радуется, и радует вас. Но вся эта гигантская работа осуществляется мозгом вашего драгоценного дитя впустую: через 4 - 5 месяцев, после переходя на естественный способ передвижения, почти все нейроны, проводившие из - за "прыгунков" колоссальную работу, отмирают, иначе говоря, мозг вашего ребенка уменьшается по некоторым оценкам, на 5 - 10 %. Происходит "нейросанация", и хотя это, возможно, впоследствии компенсируется генерацией ювенильных нейронов.
Но этот процесс (регенерации) еще спорен, и возможно у такого ребенка останется несколько облегченный мозг, как скажем, у Вольтера. Впрочем, в той истории не все ясно, и по некоторым мнениям, вполне возможно мозг Вольтера "усох" после смерти. Тем не менее, факт резкого уменьшения объема мозга после прекращения использования сложных навыков, установлен, благодаря трудам американских исследователей, проводимых в течение последней трети 20 - го века. Таким образом, родители, приобретающие прыгунки должны при этом помнить, что заведомо приобретают средство сокращающее ресурсы мозга своего ребенка и ссылка на Вольтера не может служить надежным утешением.

---------------------
Если поверить в вышесказанное, то мне ничего не остается, как предположить, что г-н Тюленев сумел создать миллиарды мельчайших , соразмерных атому, исследовательских лабораторий, каждой передав все знания и интеллект земли, и эти лаборатории залезли в мозги тысяч развивающихся малышей и считали: "вот этот нейрон зародился в прыгунках, он бесполезный и умрет через 4-5 месяцев, а вот эти 6 нейронов зародились во время ползанья или чтения, и они полезны, будут жить долго и удлиннять жизнь ребенку".
Но правда такова, что наукой до сих пор не разгаданы даже простейшие вещи об устройстве мозга, не объяснены многие парадоксы, например, почему подчас маленький по размеру мозг оказывается много эффективнее большого, почему люди с серьезными нарушениями в мозгу оказываются вдруг гениальными в какой-то области, и много других "почему". Никакое вскрытие даже лучшему специалисту не покажет сегодня в точноти, какая нервная клетка для чего предназначена. Это как дикарю залезть внутрь радиоприемника, чтоб понять, как он работает. Крупные специалисты в области мозга, ответственные нейрохирурги никогда бы не решились на подобные умозаключения - стоит лишь немного почитать научную литературу по данному вопросу, чтоб понять это. Как в этой ситуации вообще можно с уверенностью утверждать столь серьезные вещи?!
Эта "популяризаторская" смесь компьютерного и медицинского жаргона и выводы в устах Тюленева очень похожи на то, как какая нибудь гадалка несет заумную чушь, пересыпая ее терминами, которые сама не понимает. И все лишь для того, чтобы выманить из незадачливого клиента лишнюю копейку.
Я не нахожу иных объяснений вышепроцитированной фразе.
============
Бывает очень обидно за таких родителей и детей, ведь "хотели как лучше ....", скорее всего, у них возникнут трудности во время учебы, и, простите за голую правду, в итоге к старости при нынешней жизни многие родители окажутся в безысходной нищете, так как дети окажутся неспособными полноценно помогать им: "прыгунки" напомнят о себе.
------------------
Да уж, настолько смелых "прогнозов" мне еще встречать не приходилось. Да еще в таких красочных эпитетах! Конечно, первые месяцы жизни очень важны в развитии и будущих успехах ребенка. Но по г-ну Тюленеву получается, что остальные 40 лет жизни ребенка, которые пройдут до наступления старости его родителей, вообще не имеют никакого значения. Попрыгал ребенок в прыгунках, и все - фатальный приговор.

После такого невольно проникаешься уважением к изготовителям прыгунков и ходунков, имеющих не меньшие коммерческие причины для таких гротескных заявлений, для превозношения своей продукции и ее вклада в начальное развитие, но не допускающих даже близко похожих фраз и передергиваний в защиту своего товара. Хотя, право же, если в вышеприведенной фразе "прыгунки" заменить на "отсутствие прыгунков", или на "жертвы методики МИР", получится не менее завораживающе и угрожающе. 

Правда же такова, что ни в ком из десятков тысяч детей, выросших в этих прыгунках, не замечено серьезных отклонений. Конечно, небольшой положительный толчок прыгунки дают, но роль этого толчка мала в сравнении с многими другими факторами его детства вплоть до взросления, определяющими развитие
==============

В свое время, выдающимся воспитателям XX века с большим трудом удалось разработать методики и способы сохранения около 20% нейроструктур мозга, хранивших опыт преднатального, то есть, предродового развития ребенка, и которые отмирали в период от 4 до 5 - 7 месяцев.
Так, в конце XX века экспериментально, путем подсчета более 11 миллионов нейронов в специально отобранных препаратах мозга у нескольких тысяч младенцев, умерших в разном возрасте, американскими специалистами было неопровержимо установлено, что при отсутствии специальных занятий количество рабочих нейронов головного мозга ребенка уменьшается в период от 4 до 7 месяцев на 25 - 40 процентов! Причем, это открытие было перепроверено дважды, независимыми специалистами. В России эти факты стали широко известны ровно год тому назад, в первом квартале 2000 года.

---------------------
Не было ни таких методик, ни таких подсчетов. Наглая ложь. Обычно серьезные специалисты дают ссылки на конкретные работы, особенно в подобных случаях. Г-н Тюленев, понятно, выше какой то там научной дисциплинированности и честности.
==============
Аналогичный процесс нейросанации происходит и после прекращения использования памперсов. Для того, чтобы взрослые поняли, что это такое для малыша, мы советуем купить памперсы для взрослых, походить в них две недели, а потом прекратить. Видите ли, почему - то большинство взрослых предпочитают проводит вредные эксперименты и не признают за ребенком право на чистоту, поддаваясь рекламе.
---------------------
И что же будет, если взрослый походит в памперсах, а потом прекратит? Памперсы, как и многое в нашей жизни, военное изобретение. Г-н Тюленев видимо и не знает, что памперсы были изобретены именно и в первую очередь для взрослых. Для финских снайперов, проводивших во время советско-финской войны в засадах по нескольку суток. А уж потом, после войны, идею расширили на остальных. На себе г-н Тюленев таких экспериментов явно не проводил :)
============
Поэтому мы рекомендуем заниматься с ребенком только полезными играми, так как жизнь - это пока что, увы, ограниченный ресурс. Скажем мягко так, ходунки и прыгунки - непозволительная роскошь. Всегда пробуйте ответить себе на простой вопрос: "Какие способности хотелось бы сохранить и не формировать соответствующие структуры заново?"
---------------
Зачем ходить и прыгать - понятно. Это базовые навыки всякого живого существа. Может стоит попробовать также ответить на еще более простой вопрос: "Зачем ребенку уметь читать тогда, когда он еще не способен понять смысл 99% прочитанных слов (не говоря о предложениях)?" Передо мной несколько примеров раннего чтения.
1. Старший сын моего младшего брата. Его родители оба закончили МФТИ. Мать долго не работала и научила его читать в 2 года. Ну научился, на радость маминым амбициям. Месяц читал все вывески, что попадались на глаза. Естественно, не понимал. Утратил интерес и ... разучился. Повторно учился уже в 5 лет заново. Да, сейчас в 13 лет это весьма развитый ребенок. Сейчас лишь немногие сверстники могут сравниться с ним (хотя, конечно, он учится в классе согласно возраста). Но я это отношу не на раннее чтение, а на то, что у него развитые и упорные родители, которые несмотря на неудачу с ранним чтением продолжают очень много сил и времени тратить на его развитие. Кстати, в прыгунках этот ребенок тоже активно прыгал. Со вторым сыном мать "экспериментов" раннего чтения уже не проводила.
2. Сын брата моей жены. Та же история с амбициозной неработающей женой и ранним чтением, что и у моего брата. Причем читал даже на 2-х языках Потом они купили хутор в Латвии и занялись крестьянским трудом - естественно, на всю "заумь", которой была подвержена молодая мамаша с "претензиями" не осталось ни сил, ни времени (и слава Богу). Живут там последние 14 лет. Парень вырос добрый, сильный отзывчивый (крестьянская жизнь этому способствует). Но учится обыкновенно. Талантами может и блистал бы, если б жизнь по другому сложилась.
3. Мой сын, четвертый ребенок (остальных детей мы с чтением не торопили). Выучил буквы и даже стал их складывать в 2.5 года. Ощутил бесполезность в этом возрасте и перестал (хотя буквы не забыл). Сейчас ему 5 и в последние полгода у него возродился интерес к чтению. Читает, естественно, понятные ему детские книжки и не любит читать то, что непонятно. Правда, по прежнему пока больше любит, когда ему читают.
4. Вспоминается прочитанный на Привете очень показательный пример маленькой девочки, которая читала сложные книжки, брала с собой в детсад энциклопедии только для того, чтобы слушать похвалы восхищенных ею взрослых. Хорошо, что родители умны, смогли вовремя заметить и ужаснуться этому, осознав, что ребенок просто проговаривает слова, ничего не понимая и прекратить это безобразие, вернув ребенка к нормальным детским играм.
==================
Любая медицинская сестра педиатрического отделения, получившая нормальное образование, вам скажет, что врачи категорически запрещают раннее использование "прыгунков" по многим установленным последствиям, вот лишь некоторые из них:
- риски искривления ног;
- повышение вероятности травмирования;
- неправильное развитие мышечного тонуса ног, навыков движений;
- выпадение значительного периода практики ползункового периода и, как следствие, недоразвитие мышц рук, влияющего на умственное развитие (известно, что "доля" рук в коре головного мозга, этом вместилище интеллекта составляет более 60 %);
- задержка роста преждевременными нагрузками на позвоночник
и др.

--------------
Опять не подкрепленная ссылка на медработников, которых Тюленев столь же неподкрепленно поносит, стоит тем лишь усомниться в безвредности его коммерческого проекта "МИР". Про первые три "последствия" даже упоминать не буду - они не более обоснованы, чем предрассудки позапрошлого века о искривлении ножек, если младенцев не пеленать туго. Довод о недостаточной нагрузке на руки можно принять с оговорками. Если не забывать подвешивать рядом с прыгающим ребенком предметы и почаще их менять, если не заменять прыгунками ползанье, а лишь дополнять, то с руками и развитием будет все в порядке. Но главное - в прыгунках ребенок должен проводить не так много времени - не более 2 часов за сутки суммарно. Это как раз то время, когда ему необходимо "выпустить пар" утомляя при этом свою маму. Разница лишь в том, что в прыгунках он начнет замечать связь между своими движениями и их воздействием, осмысливать эту связь и развивать свои мозги.
Ну а насчет задержки от перегрузки позвоночника:  если использовать прыгунки без подмышечной поддержки, излишняя нагрузка на позвоночник действительно может привести к неприятным последствиям. Но если использовать правильные прыгунки и правильно настроить, то не будет никакого вреда кроме пользы :)
==================
Все это настолько очевидно, что раньше никогда не вызывало сомнений. Сегодня массированная коммерческая реклама делает свое черное дело: что и говорить о "прыгунках", когда даже пиво, которое по данным врачей, является страшнейшим наркотиком, открыто рекламируется как элемент непременного имиджа детей - подростков.
-----------
Насчет рекламы, как говорится, "чья бы корова мычала...". Но поставить тренажеры для детей рядом с алкоголем, - бессовестный PR-ход. Но судя по остальным материалам, которые я прочел на сайте Тюленева, ему понятие совести не близко :(.
=================
Еще больше прямых отрицательных последствий сказывается раннее использование "прыгунков" на интеллектуальном развитии, поскольку мешает формированию многих способностей. Ну, а запаздывание развития способностей и многих важных навыков "прыгунков" приведет к необратимой утрате талантов, творческого мышления, мы называем это явление "заячий интеллект" ....
По нашим данным, нет более надежного средства необратимо сдержать развитие умственных способностей ребенка, чем приобрести "прыгунки" раньше рекомендуемого врачами времени. Если все эти обстоятельства не принимаются родителями, мы ничем им помочь не можем, это их выбор. Конечно, легче поместить ребенка в прыгунки и забыть о нем, чем создать дома развивающую среду, приготовить карточки, таблицы рекомендуемые методами интеллектуального развития.

-------------------
Вызывает серьезные сомнения это "По нашим данным". Откуда эти данные могут взяться? Серьезных наблюдений на Западе никто не вел (там и в голову никому не приходит пытаться заставить ребенка читать раньше, чем ходить). А в России массовое производство и продажа прыгунков началось только в 1988 г. До того это было невозможно, т.к. плановая госэкономика такого товара даже не знала, а предпринимательство являлось уголовным преступлением. Т.о. самому старшему "прыгуну" на момент "умствований" Тюленева едва исполнилось 15. О каких серьезных наблюдениях и сравнениях можно говорить?
С другой стороны, все мои попытки найти хоть один реально положительный пример использования методик МИР (под условным названием "стать взрослым раньше чем ходить") не увенчались успехом. Все думающие родители даже всерьез не рассматривают саму затею. Те немногие, что потратились на книжки и пособия Тюленева так и не смогли толком начать применять эти методики, т.к. они не учитывают реальные условия реальных людей. Мне удалось лишь найти немногочисленные выступления на интернет-форумах родителей, чьи дети, используя МИР, стали, якобы, блистать талантами. При проверке они оказались рекламными трюками самого Тюленева. Ни таких родителей, ни таких детей в реальности не существует, а адреса оказались вымышленные.
================
Имеются прямые показатели - до 5% "прыгунков" рано или поздно получают травмы, и некоторая часть которых несовместима с нормальной жизнью или скажется потом. Разве вам не известна поговорка: "Индюк в детстве на ногу наступит - в старости с костылем ходишь"? ...
-------------
Далее идут, в основном, в разных формах повторения, ложность которых очевидна или легко доказуема. Тюленев ссылается на несуществующие и существующие авторитеты (последние, при этом, о Тюленеве даже не слышали), на, якобы, проведенные (но почему то нигде не запротоколированные) эксперименты, собранную статистику (причем такую, что ни одна ответственная социологическая служба по самым современным методикам собрать достоверно не сможет), практику и т.д. Как говорится "один дурак столько вопросов задаст, что 1000 мудрецов не ответят". Но перепроверять и опровергать все заявления того, кто уже не раз доказал свою нечестность, глупо и неинтересно. Жаль только, что оклеветать, измазать грязью гораздо проще, чем очистить. А большинство людей, увы, руководствуются не принципом "разобраться и понять все до конца самому", а принципом "нет дыма без огня" (хотя дым без огня бывает, и часто). Сколько замечательных людей было оклеветано и имели поломанные судьбы или даже были убиты! Сколько замечательных идей! Шарлатаны, клеветники, подлецы далеко не всегда извлекают для себя пользу из своих инсинуаций(хотя трофимы лысенко среди них тоже не редкость), но вред почти всегда наносят.

Февраль 2006